Литогенез в осадочных бассейнах
Кафедра «Геология и геохимия горючих ископаемых»
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины Литогенез в осадочных бассейнах являются теоретическое освоение основных разделов науки об осадочных породах и приобретение навыков их изучения в полевых и лабораторных условиях для решения задачи поисков и разведки месторождений нефти и газа. Освоение дисциплины должно помочь в закреплении знаний осоставе и генезисе осадков, накапливающихся в континентальных и морских обстановках, путях преобразования их в породы при погружении в недра, трансформации на разных стадиях диагенеза и катагенеза, способности генерировать углеводороды, вмещать и изолировать их залежи в осадочных бассейнах разного типа.
Структура преподавания дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины Литогенез в осадочных бассейнах составляет 3 зачетных единицы или 180 часов.
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам |
|||
Лекции | Лабораторные работы | Семинары. | Самостоятельная раб студ. | |||||
1. | Введение | 5 | 1 | 2 | ||||
2. | Строение осадочных бассейнов и нефтегазоносных комплексов в их составе | 5 | 2 | 2 | 4 | 2 | Прием практических заданий | |
3. |
Классификация и основныесвойства осадочных пород |
5 | 3 | 2 | 4 | 4 | Собеседование | |
4. | Обломочные (терригенные) породы | 5 | 4-5 | 4 | 12 | 4 + 4 | Прием практических заданий. Собеседование | |
5. | Глинистые породы | 5 | 6-8 | 6 | 12 | 6 + 4 | Прием практических заданий. Собеседование | |
6. | Карбонатные породы и эвапориты | 5 | 9-11 | 6 | 12 | 4 | Собеседование | |
7. | Кремнистые породы и фосфориты | 5 | 12-13 | 4 | 8 | 4 + 4 | Прием практических заданий. Собеседование | |
8. | Вулканогенно—осадочные породы | 5 | 14 | 2 | 4 | 6 + 8 | Прием практических заданий. Рефераты | |
9. | Аллиты, ферриты, манганиты | 5 | 15 | 2 | 4 | 6 | Собеседование | |
10. | Фации, парагенезы пород, формации и серии | 5 | 16 | 2 | 4 | 4 | Семинар | |
11. | Промежуточная аттестация | 5 | 10 8 | 10 + 10 | Зачет Экзамен |
Рекомендуемые образовательные технологии
При реализации программы дисциплины Литогенез в осадочных бассейнах используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий (32 часа) занятия проводятся в виде лекций с использованием ПК и компьютерного проектора и Оверхета и практических занятий в лаборатории природных резервуаров Геологического факультета МГУ с использованием поляризационных микроскопов и методов гранулометрического анализа. Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании рефератов и при выполнении контрольных работ (30 часов), а также индивидуальную работу студента в аудиториях оснащенных поляризационными микроскопами (64 часа). Студенты должны быть разбиты на подгруппы не более 8 человек.
Основные темы практических занятий
1. Обломочные породы
2. Глинистые породы.
3. Карбонатные породы
4. Кремнистые породы
5. Вулканогенно-осадочные породы
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные темы рефератов по разделам дисциплины
Введение (история литологических исследований), нефтегазоносные системы (Строение и основные типы осадочных бассейнов):
1. Структуры и текстуры осадочных пород. Их классификация
2. Обломочные породы: конгломераты, гравелиты, песчаники, алевролиты
3. Структура глинистых минералов: смектитов, иллитов, каолинитов, хлоритов
4. Трансформации глин в диа- и катагенезе. Их роль в генерации УВ
5. Карбонатные минералы и породы, генезис и классификация
6. Соленосные породы (эвапориты). Типы солеродных водоемов
7. Кремнистые осадки и породы. Пути преобразования в недрах
8. Вулканизм и вулканогенно-осадочные образования
Контрольные вопросы и задания для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В течение преподавания курса Литогенез в осадочных бассейнах в качестве форм текущего контроля успеваемости студентов используются такие формы, как самостоятельные контрольные работы, заключающиеся в описаниях контрольных петрографических шлифов по следующим темам:
1. Обломочные породы
2. Глинистые породы
3. Карбонатные породы
4. Кремнистые породы
5. Вулканогенно-осадочные породы
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Бурлин Ю.К., Конюхов А.И., Карнюшина Е.Е. Литология нефтегазоносных толщ. М., Недра, 1991, 268 с.
Осипов В.И., Соколов В.Н., Еремеев В.В. Глинистые покрышки нефтяных и газовых месторождении. М.:Наука, 2001, 238 с.
Петтиджон Ф., Поттгер П., Сивер Р. Пески и песчаники. М.: «Мир», 1976, 535 с.
Кузнецов В.Г. Литология. М.: Научный мир. 2006.
Фролов В.Т. Литология. М.: Изд-во Моск. ун-та, тт. 1-3, 1992-1995 гг.
Япаскурт О.В., Карпова Е.В., Ростовцева Ю.В. Литология. Краткий курс (избранные лекции). Кн. I и II. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004, 250 с.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины Литогенез в осадочных бассейнах используются: лаборатория природных резервуаров кафедры Геология и геохимия горючих ископаемых, лабораторные помещения, оснащенные поляризационными микроскопами Полам-213М.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению Геология 020300 и профилю подготовки Геология и геохимия горючих ископаемых.
Разработчик
МГУ имени М.В. Ломоносова Геологический факультет
Профессор Конюхов А.И.
Доцент Ахманов Г.Г.
Ассистент Коробова Н.И