Нефтегазоносные бассейны Мира
Кафедра «Геология и геохимия горючих ископаемых»
Цели освоения дисциплины
Целью дисциплины «Нефтегазоносные бассейны Мира» является повышение уровня знаний студентов в области нефтяной геологии, а также приобретении новых навыков, которые могут быть ими использованы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Основными задачами, стоящими при освоении данной дисциплины являются:
— получение новой информации о нефтегазоносности регионов, наиболее значимых по начальным запасам углеводородного сырья;
— формирование представлений о специфике углеводородных (УВ) систем в различных геологических условиях;
— развитие умения прогнозирования нефтегазоносности новых районов и определения направлений первоочередных работ по аналогии с хорошо изученными нефтегазоносными бассейнами сходного типа.
Объектом курса являются наиболее крупные нефтегазоносные бассейны (НГБ) по всему Миру, за исключением территории и акватории бывшего СССР.
Структура преподавания дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Нефтегазоносные бассейны Мира» составляет 4 Зачетные Единицы и 144 академических часа. Из них 70 часов составляет аудиторная нагрузка и 74 часа – самостоятельная работа студентов при подготовке и проведении устных опросов.
№п/п |
Раздел дисциплины |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля |
|||
Лекции |
Семинары | Сам. работа с препод. |
Индивид. самост. раб. |
|||
1 | Введение |
4 |
||||
2 | НГБ зарубежной Европы |
12 |
12 |
Устный опрос | ||
3 | НГБ Африки |
10 |
10 |
Устный опрос | ||
4 | НГБ Среднего Востока |
4 |
8 |
Устный опрос | ||
5 | НГБ зарубежной Азии |
10 |
12 |
Устный опрос | ||
6 | НГБ Австралии |
4 |
6 |
Устный опрос | ||
7 | НГБ Южной Америки |
10 |
10 |
Устный опрос | ||
8 | НГБ Северной Америки |
14 |
16 |
Устный опрос | ||
9 | Заключение |
2 |
||||
Всего часов | 70 | 74 | Экзамен |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Рекомендуемые образовательные технологии:
– чтение лекций в сопровождении видеоматериалов и презентаций.
– периодическое проведение коллоквиумов и/или письменных контрольных по окончании каждой крупной темы (нефтегазоносные бассейны конкретного континента) для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
По окончании курса лекций проводится экзамен. Данный экзамен может быть выставлен досрочно по результатам перечисленных форм контроля и промежуточной аттестации.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Темы для письменного тестирования в форме контрольных работ, или устного опроса на коллоквиумах:
1. Основные черты геологического строения и нефтегазоносность зарубежной Европы;
2. Основные черты геологического строения и нефтегазоносность Африки;
3. Основные черты геологического строения и нефтегазоносность Среднего Востока;
4. Основные черты геологического строения и нефтегазоносность зарубежной Азии (без Среднего Востока);
5. Основные черты геологического строения и нефтегазоносность Австралии;
6. Основные черты геологического строения и нефтегазоносность Южной Америки и Карибско-Антильского региона;
7. Основные черты геологического строения и нефтегазоносность Северной Америки.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
Высоцкий И. В., Высоцкий В. И., Оленин В. Б. Нефтегазоносные бассейны зарубежных стран. М.: Недра, 1990, 206 с.
б) дополнительная
Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. — М.: Изд-во «ДеНово», 1999
Перродон А. История открытия крупных месторождений нефти и газа. М.: Мир, 1994. – 255 с
Хаин В.Е. Тектоника континентов и океанов. М.: Научный мир, 2001 г.604 с.
Хаин В.Е. Лимонов А. Ф. Региональная геотектоника (тектоника континентов и океанов). М.: Научный мир, 2004 г. 270 с.провинции /Максимов С.П., Киров В.А., Клубов В.А. и др./ под. Ред. С.П.Максимова. – М.: Недра, 1970. 808 с.
в) программное обеспечение:
Microsoft Office, Corel Draw, Adobe Photoshop
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Microsoft Excel, Microsoft Access
Материально-техническое обеспечение дисциплины
При освоении дисциплины используются компьютерные презентации, геологические и тектонические карты, плакаты и учебно-демонстрационные фильмы.
Разработчик
доцент геологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова
Фролов С.В.